Восточное измерение Европейского Союза и Россия (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 просмотров

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША

БАЛТИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ

Восточное измерение

Европейского Союза

и Россия

Международная конференция

сборник докладов

Великий Новгород

14 ноября 2003 года

Под редакцией

Филиппа Казина

Владимира Кузнецова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2004

 

Восточное измерение Европейского Союза и Россия

Сборник докладов международной конференции, Великий Новгород, 14 ноября 2003 г.

©Балтийский Исследовательский Центр, 2004

©Центр Интеграционных исследований и проектов, 2004

Под редакцией:

Филиппа Казина,

Владимира Кузнецова

БАЛТИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

Россия, Санкт-Петербург,

наб. Обводного канала, 24А, оф. 81

Тел./факс: (8

e-mail:*****@***ru

http://www. brcinfo

ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ

Санкт-Петербург, В. О., 10-я линия, д. 33/35, к. 19

тел./факс: +7-8

Электронная почта: *****@***ru

www.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................... 4

Польша и её место в Восточном измерении.................................................................................. 7

Мариуш Войтан (Центр немецких и европейских исследований Вроцлавского университета)

Перспективы взаимоотношений Россия ЕС: взгляд из Латвии..................................... 12

Армандс Гутманис ( МИД Латвии, Рига)

Восточное измерение ЕС в контексте концепции «Большая Европа»................... 15

Славомир Дебски (Центр Восточных исследований, Варшава)

В поисках системности: как перейти от слов к делу во взаимоотношениях России и ЕС............................................................................................................................................................................................... 19

Андрей Загорский (институт прикладных международных исследований, Москва)

Какая «Большая Европа» нам нужна? Взгляд из России на стратегию нового соседства ЕС............................................................................................................................................................................................... 23

Филипп Казин (Балтийский Исследовательский центр, Санкт-Петербург)

Восточное измерение политики ЕС и Россия................................................................................ 35

Леонид Карабешкин (Балтийский клуб, Санкт-Петербург)

Перспективы Восточного измерения Европейского Союза в контексте базовых исторических тенденций развития ЕС....................................................................................................................................... 47

Владимир Кузнецов (Центр интеграционных исследований и проектов, Санкт-Петербург)

Необходимы российские инициативы по сотрудничеству с ЕС................................ 57

Альвидас Медалинскас (советник по международным вопросам Президента Литовской Республики, Вильнюс)

О заимствовании европейских норм. Опыт использования европейского миграционного законодательства в России........................................................................................................................... 60

Ольга Потемкина (институт Европы РАН, Москва)

Взгляд датчанина на соседей....................................................................................................................... 64

Ларс Поулсен-Хансен (Датский институт международных исследований, Копенгаген)

Восточное и Северное измерения: сравнительный анализ............................................. 66

Александр Сергунин (Нижегородский лингвистический университет)

Восточное Измерение Евросоюза и Россия.................................................................................... 70

Томас Фреллесен (Представительство Европейской Комиссии в России, Москва)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 136

БИБЛИОГРАФИЯ 141

Алла Самолетова (Балтийский Исследовательский Центр, Санкт-Петербург)


ВВЕДЕНИЕ

Расширение Европейского Союза на восток, перешедшее из теоретической в практическо-правовую стадию, ставит перед исследователями ряд актуальных вопросов. ЕС уже превратился в важнейшего игрока на международной геоэкономической арене. Теперь одной из важнейших задач, стоящих перед ним, является формирование консолидированной политики ЕС в области безопасности и совместной обороны и, соответственно, превращение его во влиятельного геополитического игрока.

Для Российской Федерации Европейский Союз является важнейшим экономическим партнером. С обеих сторон заявлена воля развивать взаимодействие в области внешней политики и безопасности. Включение в состав ЕС стран Восточной Европы и Балтии еще больше увеличит долю ЕС во внешней торговле России, а также удлинит общую границу. При этом возникнет ряд новых вызовов и проблем в наших отношениях. Они будут касаться, прежде всего, вопроса о Калининградской области, которая в новых условиях превратится в российский эксклав, окруженный по суше территорией ЕС. Распространение Шенгенской системы на новых членов ЕС будет означать существенное ухудшение условий визового режима для граждан Российской Федерации. Данное обстоятельство будет связано с проблемами трансграничной преступности, нежелательной миграции, контраста в социально-экономическом развитии по обе стороны новой границы. Включение стран Восточной Европы и Балтии в систему единых таможенных границ ЕС поставит в новую плоскость вопрос о развитии торгово-экономических отношений России и ЕС.

Предсказуемость и понятность для российской политики и общественного мнения трансформации ЕС не только в пространственном, но и институционально-правовом плане, а также с точки зрения стратегии Евросоюза в отношении своих соседей (включая страны СНГ) имеет важное значение.

Предлагаемое Вашему вниманию издание, подготовлено совместно Центром интеграционных исследований и проектов (ЦИИП) и Балтийским исследовательским центром (БИЦ) по результатам международной конференции «Восточное измерение Европейского Союза и Россия», проведенной ЦИИП при поддержке Посольства Республики Польша 14 ноября 2003 года в Великом Новгороде. Настоящий сборник содержит материалы конференции, ставшей одним из первых российских форумов, на котором произошел обмен мнениями по данной теме, после выхода в свет концепции ЕС «Расширенная Европа – новое соседство».[1] В нем приняли участие эксперты из России, Польши, Дании, стран Балтии и представители Европейской Комиссии. Помимо материалов, представленных участниками дискуссии, мы также публикуем основные документы, имеющие отношение к изучаемой проблеме и библиографическую подборку публикаций, в которых рассматриваются перспективы «восточной» политики ЕС.

Сам термин «Восточное Измерение», авторство которого принадлежит польским специалистам, появился в связи с очевидной необходимостью реформирования восточной политики ЕС в беспрецедентных условиях расширения. Также ясно, что успех сотрудничества с новыми соседями зависит, в частности, от совместной работы экспертов из разных стран, направленной на выработку единого концептуального понимания целей и содержания данной политики. Соответствующая дискуссия продолжает набирать обороты в России, Польше и других заинтересованных странах. Данный сборник отражает ее текущее состояние. На сегодняшний день нельзя сказать, что единое понимание выработано, однако общий интерес – стабильность и безопасность в Европе – стимулирует совместную работу, в результате которой концепция «Расширенная Европа – новое соседство» должна приобрести более четкие и ясные очертания. После этого наступит следующий этап - разработка практических Планов действий по взаимодействию ЕС с прилегающими государствами.

Основная цель публикации данного сборника – стимуляция внутрироссийской и международной дискуссии по поводу восточной политики ЕС. Состоявшаяся конференция показала, что консенсус относительно стратегии реализации «Концепции Соседства» пока не достигнут. В то же время, начиная с лета 2004 года, стороны приступят к практической фазе переговоров по содержанию сотрудничества. Следовательно, к этому моменту российскому экспертному сообществу необходимо не только определиться концептуально, но и предложить конкретные механизмы и формы взаимодействия. Общая позиция российских специалистов, сформулированная в виде «Предложений» и апробированная на международных (в том числе специализированных) форумах станет хорошим вкладом в реализацию взаимовыгодной европейской инициативы.

В дальнейшем ЦИИП и БИЦ планируют продолжить исследование проблемы совместно со своими партнерами в России и за рубежом. Это предполагает открытие электронной страницы по Восточному измерению ЕС, на которой будут публиковаться официальные и аналитические материалы по проблеме. На ноябрь 2004 года планируется проведение очередной международной конференции, на которой будет проанализировано развитие ситуации в интересующей нас сфере.

Редакторы данного издания приглашают к сотрудничеству всех заинтересованных экспертов. Вы можете связаться с нами по следующим контактным адресам:

БАЛТИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д.24А, оф. 81

тел./факс: +0-26

Электронная почта: *****@***ru

www. , www.

ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ

199178б, Санкт-Петербург, В. О., 10-я линия, д. 33/35, к. 19

тел./факс: +7-8

Электронная почта: *****@***ru

www.

С уважением,
Филипп Казин, Владимир Кузнецов.

Польша и её место в Восточном измерении

Мариуш Войтан (Центр немецких и европейских исследований Вроцлавского университета)

В начале девяностых годов ХХ века Польша встала на путь общественно-экономических перемен, главными целями которых было членство в НАТО и EС. С точки зрения некоторых экспертов, эти цели свидетельствовали о безусловно западном направлении внешней политики Польши, которая осуществлялась в ущерб восточному.[2] В то же время, некоторые аналитики говорят о равновесии в распределении внимания между Западом и Востоком.[3] Географическое положение, опыт, накопленный в советскую эпоху, и то, что мы сделали для контактов с Востоком на протяжении последних 14 лет, заставляют уделять большое внимание восточным тенденциям в польской внешней политике.[4] В рамках ЕС этот вектор включается в более широкое понятие Восточного измерения.

В поисках общего знаменателя для контактов с восточными странами, которые останутся вне структур EС после его расширения, по принципу аналогии с Северным измерением был разработан проект Восточного. Учитывая некоторые общие черты данного региона, такое понятие следует считать правомочным. Однако необходимо опровергнуть несколько стереотипов по этой проблеме.

Неверно представление о том, что регион гомогенен. Историческая и политическая специфика, различное отношение стран к процессам интеграции, сложность их внутреннего положения являются причинами существенной разницы между ними.

Следующая ошибка – убеждение в отличии восточной политики от других секторов внешней политики Союза с точки зрения инструментов реализации. Это убеждение может стать причиной хаоса и потери координации проекта. Следовательно, необходима разработка концепции контактов EС-Восток, которая отличалась бы индивидуализированной методологией при гомогеничности используемых средств.

Пока же надо ответить на несколько основных вопросов, которые помогут чётко определить границы Восточного измерения и укажут в нём место Польши.

Сведение этих границ до географического критерия привело бы к тому, что Польша оказалась бы среди той категории стран, которые, безусловно, существенны для CFSP, но, представляя собой культурную, политическую и религиозную разновидность, стали бы дезинтегрирующим элементом проекта. Поэтому ясно, что Восточное измерение должно охватывать те страны бывшего СССР, у которых в ближайшем будущем нет шанса на членство в Европейском Союзе, но у которых после расширении будет общая с ним граница. С польской точки зрения, этот список государств может быть еще короче, он будет включать страны, расположенные непосредственно за нашей восточной границей. Восточное измерение касалось бы России, Беларуси и Украины. С точки зрения EС, в этот круг также следовало бы включить Молдову.

Важной проблемой является присутствие России в этой группе государств. РФ в виду своей значительной роли в международной политике заслуживает особого внимания. Важно, что Россия участвует в Северном измерении и что будущее Восточное измерение затронет довольно чувствительную часть её территории, т. е. Калининградский округ. Последний – один из самых экономически отсталых районов Европы. Проблемой является также его статус эксклава, который он приобретет после 1 мая 2004 года. Это связано с темой контактов русских граждан, проживающих в округе, с остальной частью русской территории и с проблемой товарного транзита. Комплекс калининградской проблематики был бы неполным без политического контекста, который проявился в дискуссии о визах. Нет сомнения, что важность этих вопросов заставляет включить округ в Восточное измерение.

Нельзя, однако, забывать, что особенно деликатной проблемой для России являются инициативы, которые могли бы нарушить её территориальное единство. Любые действия, которые вызовут радикальное изменение экономической обстановки в округе, одновременно повлияют на внутреннюю политику России.

С другой стороны, исключение Калининградского округа и тем самым России из инициативы Восточного измерения угрожает драматическими последствиями для единства концепции. Общественная жизнь Украины и Беларуси очень тесно связана с политикой России по отношению к ним.

Существуют идеи ограничения кооперации с Россией до определенных секторов, например, до вопросов безопасности или же проблематики, связанной с энергетикой и топливом.[5] Исходя из требования единства инструментов, такое же ограничение по идее должно применяться и по отношению к остальным государствам, но это невозможно. Запросы Украины гораздо шире. В случае с Беларусью, в виду политики президента Лукашенко доступ к области безопасности и вопросам энергетики кажется сомнительным. Это усугубляется союзом с Россией и захватом русскими фирмами данного сектора. Последнее в некоторой степени относится также и к Украине, что подтверждает тезис о существенном влиянии России на внутреннее положение этих стран.

Определяя значение Польши в Восточном измерении, нужно выделить два возможных варианта. Первый учитывает первостепенную роль Польши в создании и развитии этой инициативы, аналогичную роли Финляндии в Северном измерении. Второй вариант, не отрицая ни значения, ни возможностей нашей страны, склоняется к коллективной концепции содействия.

Объективно вторая формула создает гораздо лучшие условия для реализации Восточного измерения. Надо обратить внимание на два основных момента. В контексте важности восточного направления в CFSP не все члены ЕС одобрят польское доминирование. Это связано со слишком коротким стажем в Союзе, с американо-польскими отношениями, а также с частными интересами европейских стран. Второе – отсутствие соответствующей транспортной инфраструктуры, позволяющей сыграть важную роль в товарном транзите.[6]

Вариант равноправного участия в проекте всех стран учитывает инициативы других государств в общей конструкции Восточного измерения. С устранением доминирования исчезнут, по всей вероятности, угрозы, связанные с конкуренцией. Очень важен опыт остальных постсоветских стран, вступающих в ЕС, то есть, Литвы, Латвии и Эстонии. Восточное измерение также должно быть открытым для нынешних членов ЕС, например, Франции или Германии. Для Польши особенно полезной может быть кооперация с Германией. Это дало бы возможность оживления двусторонних контактов. Кроме того, совместные инициативы были бы более эффективны. Польша могла бы рассчитывать на поддержку таких инициатив «немецким авторитетом» в политическом и экономическом аспектах. Это также способствовало бы польскому стратегическому партнёрству с Украиной. Последняя пока что остаётся terra incognita для большинства стран-членов EС, хотя следует отметить повышенную заинтересованность Германии украинским вопросом.[7] Таким образом, защита польских интересов осуществляется автоматически, что является последствием уже упомянутых географического положения[8] и опыта.

Особенно важно в Восточном измерении использование индивидуального подхода. Его реализация – обязательное условие успеха проекта.

Подводя итоги, следует сказать, что создание Восточного измерения необходимо вытекает из факта расширения EС на Восток, следовательно, оно не является надуманным польским продуктом, созданным для политического самоопределения Польши в расширенном Союзе. Эта платформа сотрудничества должна послужить передаче на Восток стандартов поведения и кооперации, формируя благоприятные условия для взаимодействия с EС. Независимо от направления внешней политики государств, охваченных проектом, расширение возможностей сотрудничества с экономически высокоразвитым регионом, несомненно, принесёт пользу. Для стран, которые, как Украина или Молдова, проявляют желание войти в Союз, это могло бы стать новым средством для постепенного достижения своей цели. ЕС, в том числе Польша, заинтересован в реализации соответствующих экономических проектов и общественно-политической стабилизации на восточной границе.

Структурно Восточное измерение должно войти в сектор внешней политики EС, который охватывает отношения с соседними странами. Это будет способствовать координации инструментов при одновременной индивидуализации методов их использования по отношению к отдельным странам. Данный процесс станет более эффективным, если перед применением этих инструментов будет дана точная концептуализация измерения. Надо определить его субъективную и объективную орбиты влияния. Чрезвычайно значимым является прояснение места России и объёма реализованного сотрудничества. Независимо от принятой точки зрения, представляется необходимым включение в эту платформу программ развития гражданского общества, что особенно важно в отношении Беларуси. Это одновременно было бы защитой от «финляндизации» концепции,[9] то есть, сведения ее к экономическим аспектам.

Представляется, что самая оптимальная модель создания и развития проекта – его открытие для всех стран EС. Их роли будут обусловлены объективными характеристиками: географическим положением, политическим потенциалом, степенью развития контактов и масштабом опыта, степенью приемлемости их присутствия со стороны восточных партнёров и т. д. Потенциальной угрозой может быть монополизация контактов с Востоком каким-то государством или группой государств, что, несомненно, привело бы к снижению эффективности проекта.

Также необходимо выработать стандарт взаимодействия Восточного измерения с реализованной восточноевропейской интеграцией, охватывающей страны, которые 19 сентября 2003 года подписали пакт о создании Общей экономической зоны. Однако независимо от темпа и направления развития этой последней, Восточное измерение следует считать не альтернативой, а скорее только дополнительной плоскостью для повышения уровня экономического развития.

Перспективы взаимоотношений Россия ЕС:
взгляд из Латвии

Армандс Гутманис ( МИД Латвии, Рига)

Хотелось бы сказать несколько слов о динамике взаимоотношений ЕС – Россия, которая сложились за последние годы. Представляется, что она демонстрирует нарастание нормального оппортунизма. То есть, господствует не поступательная политика, когда желание присоединиться к Европейскому Союзу приносит политические, экономические и юридические выгоды, но нечто другое, некий оппортунизм по принципу: если очень надо, то делаем, если можно избежать, то не делаем. Я думаю, что эта стратегия сложилась уже после 90-х годов и она, скорее всего, сохранится из-за отсутствия реальных взаимных интересов и на высоком уровне отношений ЕС – Россия, и на более низком уровне двусторонних отношений России с Балтийскими странами как членами Евросоюза.

Конечно, появились новые концепции взаимоотношений ЕС – Россия, и они достаточно интересны. Но кроме обсуждения концепций надо обдумать и конкретные вопросы, например: в каком сотрудничестве с Европейским Союзом Россия заинтересована? Этот вопрос уже звучал сегодня. Когда-то мы в Латвии и других государствах, поставивших задачу вступления в ЕС, ответили на вопрос о нашей заинтересованности так. Европейский Союз для нас – это инструмент модернизации политической и экономической системы, и мы этот инструмент готовы использовать. В России же этот вопрос так не ставится, поэтому и интересы в отношении ЕС у нее другие.

Второй вопрос – экономический. Какие цифры инвестиций и товарооборота между двумя сторонами мы имеем? Эти цифры асимметричны. ЕС кажется более важным для России, чем она для Евросоюза. В ближайшее время эта тенденция ассиметричных отношений сохранится, а потому сохранится и оппортунизм во взаимоотношениях.

Что касается перспектив построения безвизового режима, то ЕС сообщил России, что необходимо сделать для его установления. Не думаю, что по этому направлению возможно быстрое продвижение. Я могу сказать, что в предыдущие годы мы в Латвии проделали огромную работу, чтобы соответствовать требованиям Европейского Союза в области визовой политики. Работа заняла очень много времени, потребовалась большая помощь иностранных экспертов, в частности, из министерства внутренних дел Германии. Думаю, что и от России потребуется то же самое.

Что же касается режима облегченных виз, то проблема заключается в том, что не все страны ЕС готовы на его введение. Есть несколько стран, которые хотели бы облегченных виз с Россией, но есть и другие, которые по каким-то причинам этого не хотят. То есть, быстрого прорыва здесь ожидать не приходится.

Но ЕС готов развивать другие направления, – например, оплатить исследования по северному газопроводу, который может стать долгосрочным и важным экономическим проектом.

В построении общего экономического пространства в течение последних лет никакого прогресса не наблюдалось. Да и особых взаимных экономических интересов, кроме области нефти и газа, тоже нет.

Между Россией и Латвией идут достаточно плодотворные переговоры на уровне экспертов по вопросу вступления РФ в ВТО. Российская сторона в этом весьма заинтересована, и работа продвигается нормально.

Несколько слов о политике «новых соседей». Интересно посмотреть, как она будет развиваться в отношении Украины и Молдовы (Россия, конечно, является особым случаем). В политике «новых соседей» уже есть наработки в сфере конкретных шагов по развитию сотрудничества ЕС – Россия. Украина заявила о стратегической цели построения единого экономического пространства с ЕС. Посмотрим, удастся ли составить «дорожную карту» для продвижения к этой цели. С Россией такую «карту» создать пока не удалось.

Такой же оппортунизм и стагнация наблюдаются и в отношениях между Россией и Латвией как страной Европейского Союза. С одной стороны, есть положительный опыт сотрудничества, например, работающий уже в течение месяца договор по таможне, совместные операции по борьбе с контрабандой. С другой стороны, масса и негативных моментов. Так, с 1998 года лежит без движения договор по трансграничному сотрудничеству. Консульство Латвии в Калининграде не удается открыть уже второй год.

Что касается развития экономических отношений, то лишь 5% латвийского экспорта и 10% импорта связаны с Россией. Это достаточно маленький показатель для соседних государств. 1.580 совместных предприятий – тоже не очень много.

Деньги ЕС – это достаточно важная тема для Латвии. Ясно, что деньги найдутся не для всех проектов. Так, будет профинансировано развитие и модернизация железной дороги Рига – Москва. Но вот «Rail Balticа» в ближайшее время вряд ли будет поддержана. Может быть, это случится немного позднее.

«Conditional approach» (условный подход), который уже упоминался в плане взаимодействия ЕС – Россия, действует и в отношениях Латвии и РФ, и он привел к некоторой стагнации. Доминируют старые темы – история, меньшинства, но политической воли для решения этих проблем нет. Кажется, что сейчас в Латвии нет большого политического и экономического интереса к России. Конечно, часть латвийского, вернее сказать, латышского общества, заинтересованы в РФ; здесь перемешались и старые страхи, и новое положительное отношение. Конечно, многие обращают внимание на то, как Россия будет меняться в связи с выборами, а также на то, как будет развиваться политика ЕС в сфере международных отношений и безопасности, в частности, на российском направлении.

Но пока я не вижу больших возможностей для новых прорывов. Думаю, что последовательной долгосрочной политики в отношениях ЕС и России не будет еще долго.

Восточное измерение ЕС в контексте концепции «Большая Европа»

Славомир Дебски (Центр Восточных исследований, Варшава)

Год назад в Министерстве иностранных дел Республики Польша был подготовлен неофициальный документ, представляющий польскую точку зрения на будущие взаимоотношения ЕС с его новыми восточными соседями. В начале текущего года польское правительство передало свой меморандум представителям государств-членов ЕС, а также Беларуси, Российской Федерации, Украины и Молдовы. В документе было предложено создание Восточного измерения ЕС, которое обеспечило бы целостную политику расширенного Евросоюза в отношении Украины, Беларуси, Молдовы и России, а также способствовало бы координации его политики с действиями отдельных членов ЕС.

Само название польского проекта не вызвало у меня энтузиазма. Оно напоминало уже действующую концепцию Северного измерения, хотя по содержанию отличалось от последнего в самых существенных элементах. Северное измерение было только инструментом сотрудничества на региональном уровне, а не стратегией долгосрочной политики ЕС в отношении России или стран-кандидатов из Центральной Европы. Я должен, однако, признать, что именно благодаря своему дискуссионному названию польский документ, а, следовательно, и предлагаемые в нём решения, не затерялись в массе иных проектов и имели большой отклик, – как в ЕС, так и в государствах Центральной Европы, очередным доказательством чего является и настоящая конференция.

В польском документе выдвигался тезис, согласно которому расширенный ЕС должен сформулировать целостную и долгосрочную политику в отношении всех своих восточных соседей на постсоветском пространстве – России, Украины, Беларуси, Молдовы (после вступления в ЕС Румынии). Такая позиция наиболее обоснована, поскольку представляется невозможным ведение эффективной политики, поощряющей демократические и рыночные перемены в Восточной Европе исключительно с опорой на программы, определяемые для каждого из этих государств в отдельности. В то же время, определение такой политики ЕС в отношении государств со столь неравным потенциалом – дело не из лёгких. Самые серьёзные проблемы возникают в связи с политикой в отношении России.

Польское правительство предложило, чтобы стратегия ЕС строилась по принципу «условности», т. е. качество отношений должно быть увязано с продвижением в соседних странах реформ, развитием европейских ценностей и отношением данных стран к ЕС. Опираясь на принцип «условности», можно выработать механизмы, которые обеспечили бы соблюдение одинаковых критериев сотрудничества и поддержки в отношении Украины, Молдовы, Беларуси и России. Применение неравномерных критериев замедляло бы процесс реформ во всех этих государствах (в том числе и в России), что расходится с интересами ЕС. Однако, принимая во внимание особый статус РФ (поставщика стратегического сырья в ЕС, региональной державы с надрегиональными устремлениями), Союзу будет трудно применять в отношении нее те же самые критерии, что применяются и к другим соседям.

Польский документ в отличие от коммюнике Европейской комиссии (Wider Europe – Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours), предусматривал перспективу членства в ЕС для государств Восточной Европы. В польском предложении это и был главный инструмент политики Союза в отношении Украины, Молдовы и, возможно, Беларуси, нацеленный на поощрение процесса модернизации в этих государствах. Даже если эта перспектива является очень отдаленной, применение такого подхода представляется вполне разумным, так как перспектива вступления в ЕС может играть роль наиболее эффективного стимула проведения реформ. Возникает всё же вопрос, можно ли использовать этот инструмент, который выступает в качестве основного в предлагаемой «восточной политике ЕС», в отношении России? Допускаются две возможности: или реализации равных критериев и условий в отношении всех государств, включённых в «восточную политику ЕС», должна сопутствовать симметрия перспектив, или же, как это предлагалось в документе польского правительства, следовало бы предположить, что вступление РФ в ЕС вообще невозможно, независимо от достигнутого ею прогресса. Представляется, однако, что взамен этого должна появиться перспектива учреждения новой институциональной формы сотрудничества ЕС и России. Она могла бы напоминать ту форму сотрудничества, которая имеется во взаимоотношениях НАТО – Россия.

Европейский Союз приступил в 2002 году к разработке целостной стратегии в отношении соседей, включая государства Восточной Европы. За это время появился ряд документов, отражающих позиции отдельных государств, в том числе и Польши. В результате, была создана концепция «Большая Европа», провозглашённая в марте 2003 года. Она предусматривает укрепление сотрудничества ЕС с государствами-соседями, а также – после выполнения определенных условий – предоставление им возможности принять участие в некоторых этапах экономической и политической интеграции. Кроме обещаний о благоприятствовании в сфере торговли, а также возможном образовании с сопредельными государствами зоны свободной торговли, заключённых в более ранних соглашениях, ЕС предложил введение новых инструментов поддержки и охраны иностранных инвестиций, развитие сотрудничества в сфере транспортной инфраструктуры, энергетики и телекоммуникаций (вероятно, финансируемой в большой мере из бюджета Евросоюза), расширение Европейского пространства исследований, а также поддержку политики стран-соседей, претендующих на членство в ВТО (Россия, Украина, Алжир, Ливан, Сирия). Однако концепция не поддерживает выдвинутый Польшей, особенно в отношении Украины, тезис о перспективе членства в ЕС, но можно надеяться, что эволюция позиции Союза в этом плане возможна, тем более, что именно открытие перспективы членства перед некоторыми государствами Восточной Европы может дать ЕС наиболее эффективные инструменты воздействия на ход их политических, общественных и экономических реформ.

Что касается процесса разработки новой политики ЕС в отношении соседей, то здесь можно отметить две тенденции. Первая заключается в отнесении будущих взаимоотношений ЕС с соседями к сфере внешних связей Союза, т. е. компетенции Генерального директората по внешним отношениям. Эта тенденция исключает возможность рассматривать соседние государства ЕС в качестве его потенциальных членов.

Вторая тенденция – противоположна, и связана с перспективой членства в ЕС. Этот инструмент политики ЕС вполне оправдал себя как в отношениях с государствами Центральной Европы, которые сегодня вступают в него, так и в отношениях с балканскими государствами, которые, по всей вероятности, в недалеком будущем также станут членами Евросоюза. Согласно этому подходу, соседи ЕС должны будут развивать европейские стандарты и ценности, получая взамен возможность включиться, по крайней мере, в некоторых сферах, в интеграционные процессы, инициируемые Евросоюзом, а также пользоваться в более широком масштабе его финансовыми инструментами и средствами содействия.

Вначале преобладала первая из названных тенденций, что нашло, в частности, отражение в самом факте разработки концепции «Большая Европа» (прежде всего, при значительной помощи Генерального директората по внешним отношениям и лично Криса Паттэна).

Однако в июле этого года был образован специальный коллектив «Wider Europe Task Force», которым руководит Майкл Лей, вице-директор Генерального директората по внешним отношениям, а его заместителем является Рутгер Висселс, исполняющий обязанности директора (acting director) в Директорате С: Secretariat Task Force, Wider Europe. Более того, контроль над коллективом, который разрабатывает инструменты реализации концепции «Большая Европа» (в том числе особенно важные Планы действий для отдельных государств), будет осуществлять не только Крис Паттэн, но и Гюнтер Ферхойген, комиссар по вопросам расширения. Это свидетельствует о возможности распространения в ЕС точки зрения, что проблематику соседства следует сочетать с расширением Евросоюза. Такой подход в большей степени учитывает польские предложения по поводу отношений ЕС с его новыми восточными соседями.

В поисках системности: как перейти от слов к делу во взаимоотношениях России и ЕС

Андрей Загорский (институт прикладных международных исследований, Москва)

Прежде всего, мне понравилась та энергия, с которой Польша стала представлять идею Восточного измерения в политике Европейского Союза. Это означает, что после вступления Польши в ЕС у нас появится еще один адвокат в этой организации.

Данное обстоятельство будет не просто помогать держать Россию в фокусе ЕС, но и во многом опровергнет те скептические прогнозы, которые делались несколько лет назад. Тогда ряд специалистов утверждали, что после вступления стран Центральной и Восточной Европы в ЕС и НАТО в политике этих организаций усилится антироссийское начало, расширится антироссийская группировка. На деле же происходит прямо противоположное. Я думаю, что этот позитивный опыт нужно учитывать исходя из более широкой перспективы предстоящего расширения Европейского Союза, в который вступают в том числе страны Балтии. Если мы будем правильно выстраивать свою политику, прибалтийские государства вовсе не обязательно будут проводить антироссийскую линию в ЕС. Наоборот, они могут стать дополнительным фактором укрепления сотрудничества России с Европейским Союзом.

Я предлагаю вашему вниманию ряд тезисов, которые касаются в целом отношений России и ЕС как в контексте его предложений относительно формирования отношений в рамках «Большой Европы», так и в контексте соответствующих инициатив Польши.

Во-первых, общая цель предложений Европейской комиссии о формировании «большой Европы» представляется вполне логичной, отвечающей интересам и ЕС, и России. Это – хорошая база для программы долгосрочного сотрудничества, совместных действий обеих сторон. Я имею в виду предложение, предусматривающее реализацию в отношениях ЕС с будущими государствами–соседями свободы передвижения через границы товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Данная инициатива вполне может составить основу концепции общего европейского экономического пространства, бесплодно обсуждаемой Москвой и Брюсселем уже три года.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Восточная Европа

Европа

Проекты по теме:

Россия - темы, архивы, порталы
XXI век в планах:

Основные порталы, построенные редакторами

Домашний очаг

ДомДачаСадоводствоДетиАктивность ребенкаИгрыКрасотаЖенщины(Беременность)СемьяХобби
Здоровье: • АнатомияБолезниВредные привычкиДиагностикаНародная медицинаПервая помощьПитаниеФармацевтика
История: СССРИстория РоссииРоссийская Империя
Окружающий мир: Животный мирДомашние животныеНасекомыеРастенияПриродаКатаклизмыКосмосКлиматСтихийные бедствия

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организации
МуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммы
Отчеты: • по упоминаниямДокументная базаЦенные бумаги
Положения: • Финансовые документы
Постановления: • Рубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датам
Регламенты
Термины: • Научная терминологияФинансоваяЭкономическая
Время: • Даты2015 год2016 год
Документы в финансовой сферев инвестиционнойФинансовые документы - программы

Техника

АвиацияАвтоВычислительная техникаОборудование(Электрооборудование)РадиоТехнологии(Аудио-видео)(Компьютеры)

Общество

БезопасностьГражданские права и свободыИскусство(Музыка)Культура(Этика)Мировые именаПолитика(Геополитика)(Идеологические конфликты)ВластьЗаговоры и переворотыГражданская позицияМиграцияРелигии и верования(Конфессии)ХристианствоМифологияРазвлеченияМасс МедиаСпорт (Боевые искусства)ТранспортТуризм
Войны и конфликты: АрмияВоенная техникаЗвания и награды

Образование и наука

Наука: Контрольные работыНаучно-технический прогрессПедагогикаРабочие программыФакультетыМетодические рекомендацииШколаПрофессиональное образованиеМотивация учащихся
Предметы: БиологияГеографияГеологияИсторияЛитератураЛитературные жанрыЛитературные героиМатематикаМедицинаМузыкаПравоЖилищное правоЗемельное правоУголовное правоКодексыПсихология (Логика) • Русский языкСоциологияФизикаФилологияФилософияХимияЮриспруденция

Мир

Регионы: АзияАмерикаАфрикаЕвропаПрибалтикаЕвропейская политикаОкеанияГорода мира
Россия: • МоскваКавказ
Регионы РоссииПрограммы регионовЭкономика

Бизнес и финансы

Бизнес: • БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумаги: • УправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги - контрольЦенные бумаги - оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудит
Промышленность: • МеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетика
СтроительствоАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Каталог авторов (частные аккаунты)

Авто

АвтосервисАвтозапчастиТовары для автоАвтотехцентрыАвтоаксессуарыавтозапчасти для иномарокКузовной ремонтАвторемонт и техобслуживаниеРемонт ходовой части автомобиляАвтохимиямаслатехцентрыРемонт бензиновых двигателейремонт автоэлектрикиремонт АКППШиномонтаж

Бизнес

Автоматизация бизнес-процессовИнтернет-магазиныСтроительствоТелефонная связьОптовые компании

Досуг

ДосугРазвлеченияТворчествоОбщественное питаниеРестораныБарыКафеКофейниНочные клубыЛитература

Технологии

Автоматизация производственных процессовИнтернетИнтернет-провайдерыСвязьИнформационные технологииIT-компанииWEB-студииПродвижение web-сайтовПродажа программного обеспеченияКоммутационное оборудованиеIP-телефония

Инфраструктура

ГородВластьАдминистрации районовСудыКоммунальные услугиПодростковые клубыОбщественные организацииГородские информационные сайты

Наука

ПедагогикаОбразованиеШколыОбучениеУчителя

Товары

Торговые компанииТоргово-сервисные компанииМобильные телефоныАксессуары к мобильным телефонамНавигационное оборудование

Услуги

Бытовые услугиТелекоммуникационные компанииДоставка готовых блюдОрганизация и проведение праздниковРемонт мобильных устройствАтелье швейныеХимчистки одеждыСервисные центрыФотоуслугиПраздничные агентства